Версия для слабовидящих
Карта сайта

Моя семья

Цель: познакомить с понятием «генеалогическое древо», учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; создавать хорошее настроение и игровой настрой, помогающие раскрыть способности каждого.

Оборудование: генеалогические древа детей старшей группы, квадратные и прямоугольные листы цветной бумаги, клей, карандаши по количеству детей, фотографии детей, музыкальный центр, диск с песней «Про папу».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- МендYд, кYYкд! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте все им улыбнемся. И тогда от улыбок в нашей группе станет еще светлее

2. Новая тема.

- Ребята, послушайте стихотворение и потом скажите о чем это стихотворение?

Что такое семья? Папа, мама и я!

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, дедушка Василий,

Тетя Аня, тетя Таня, дядя Вова, дядя Ваня,

И сестренка моя – вот и вся моя семья!

Всех двоюродных назвать, так до вечера считать!

- О чем это стихотворение? (Ответы детей)

- Правильно. Сегодня, ребята, мы поговорим о семье, о своей родословной.

-У калмыков есть пословица: «Человек, имеющий родственников, подобен ветвистому дереву; человек, не имеющий родни, сродни трухлявому пню». Какова мораль этой старинной калмыцкой пословицы? Только живое и сильное дерево может дать множество ветвей, которые составляют крону, укрывающую от жары, проливного дождя. Так и человек, имеющий большую родню, может спокойно и уверенно смотреть в будущее, потому что, если с ним случится беда, он не останется один на один с несчастьем. К нему всегда придут на помощь родственники. А человеку одинокому ждать помощи неоткуда (хотя в прежние времена калмыки не оставляли в беде и чужого человека).

- Ребята, вы знаете имя аавы со стороны папы? (ответ детей).

- Калмыки вели родословную по мужской линии. Родословную изображали в виде ветвистого дерева, это дерево называют генеалогическое древо.

- Перед вами генеалогическое древо, здесь изображены ваши предки: ээҗи, аавы. Благодаря им и появились ваши дружные, крепкие семьи (на калмыцком – Унг-тохмин җурм.)

- Давайте рассмотрим внимательно свои генеалогические древа. У древа есть крепкие, глубокие корни - это прадедушки, прабабушки. Крепкий высокий ствол - ваши ээҗи, аавы. От него влево и вправо отходят ветви: на них расположены ваши любимые мамы, папы, тети, дяди. А на вершине древа находитесь вы, ваши братья и сестры. Вы молодые яблочки.

- Кто желает рассказать о своей семье?

. Давайте мы с вами тоже сделаем древо нашей группы. Я для вас приготовила это древо. Глубокие корни это ваши прадедушки и прабабушки. По-калмыцки прадедушка будет өвк эцк . Давайте вместе скажем.

- А прабабушка - өвк ээҗ .Повторим все вместе. ( дети повторяют также слова: аава,ээҗа,эцк,эк,һаһа, авҺ).

3. Физминутка «Карусель».

- Ребята, вы ходили вместе со своими родителями на карусели?

- Сейчас мы будем кататься на карусели. Возьмитесь за руки и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась.

Еле-еле еле-еле

Завертелись карусели.

(карусель медленно движется в правую сторону)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

(темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)

Тише, тише не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те,

(Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два все останавливаются и кланяются друг другу)

Раз – два, раз – два (пауза)

Вот и кончилась игра.

(Дети хлопают друг друга по ладоням и расходятся)

4.Повторение пройденного материала.

- Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц.

- А какие пословицы о семье вы знаете? (ответы детей)

- Ребята, а кто знает стихи о маме и папе? (ответы детей)

- А сейчас мы немножко отдохнем.

5. Пальчиковая игра «Кто приехал?»

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

- Сегодня мы приготовим нашим милым мамам подарок – тюльпан.

6 Изготовление цветка – тюльпан (оригами). Жил когда-то квадратный листок и решил он сделать подарок своей маме, но он не знал, что ей подарить. Однажды он увидел цветок, который называется тюльпан. Нашему квадратику очень захотелось превратиться в такой же цветок. Он думал, как это сделать и сложился пополам, уголок к уголку. И стал похож на треугольник. Посмотрел бывший квадратик на себя: «Нет, не похож я на цветок», и развернулся. А когда развернулся, обнаружил, что у него появилась морщинка. «Мне нужно подумать»,- сказал квадратик, сел и задумался. Давайте перегнем квадратик в другую сторону. Он опять развернулся. У него появилась еще одна морщинка. «Что же делать?»,- думал он.

- Ребята, а давайте поможем нашему квадратику. Сложим лист пополам по верхнему и нижнему краю. Возьмем двумя руками за нижний край по обе стороны от диагональных сгибов, сдвинем пальцы так, чтобы все диагональные сгибы совпали друг с другом по центру. У нас получится четыре выступающих треугольника. Квадратик сделал шаг вправо. Отогнем передний треугольник вправо, потом шаг влево - задний треугольник отогнем влево. Разгладим квадратик. Посмотрел на себя квадратик и обрадовался тому, что он становится похожим на цветок, и от радости захлопал в ладоши. А теперь отогнем углы сначала с одной стороны, потом с другой. И тут нам на помощь пришел ветерок. Давайте, ребята подуем на цветок. «Вот теперь я превратился в цветок», - радостно сказал наш бывший квадратик.

-Чего не хватает нашему цветку (Стебля).

-Давайте сделаем стебель с помощью карандаша.

(Дети делают стебель)

7. Песня про папу. Цветы мы подарим своим мамам, а нашим папам споем песню «Про пап» .(Дети исполняют песню)

8. Итог.

- Большое спасибо, вам, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня работали, хорошо помогали мне, рассказывали стихи, пели песню.

© 2012 МКДОУ "Чебурашка" 

Адрес: 359250 Республика Калмыкия ,

Черноземельский район, п. Адык, улица Победы 16 Телефон: 8 (847 43) 9 – 31– 09


Разработка и дизайн сайта - ООО "АЮ"

Элиста, ул. Пушкина 20, офис 408

37865, 37866, 37867 

info@au-elista.ru